ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ШАХМАТ

 
Вильгельм Стейниц
Эмануил Ласкер
Хосе Рауль Капабланка
Александр Алехин
Макс Эйве
Михаил Ботвинник
Василий Смыслов
Михаил Таль
Тигран Петросян
Борис Спасский
Роберт Фишер
Анатолий Карпов
Гарри Каспаров
Владимир Крамник
 
 
История шахмат
Рейтинги рязанских шахматистов
Лучшие ссылки
Программы
 
 
 
Rambler's Top100

 
 

Александр АлехинАЛЕХИН Александр Александрович (31.10.1892, Москва, - 24.3.1946, Эшторил, Португалия, похоронен в Париже), русский шахматист. 4-й чемпион мира (1927 - 35, 1937 - 1946), РСФСР (1920). С 1921 жил во Франции. Блестящий комбинационный шахматист, мировой рекордсмен по игре "вслепую". Шахматный теоретик и литератор, доктор права. Кн.: "Международный шахматный турнир в Нью-Йорке" (1927), "Мои лучшие партии" (1928), "На путях к высшим шахматным достижениям (1924-1927)" (1932) и др..

С шахматами познакомился в 7 лет, серьёзно начал играть в 12 лет. В юности много играл по переписке, что способствовало его шахматному совершенствованию. В "весеннем" турнире московских любителей шахмат (1908) занял 1-е место. Международный дебют Алёхина. состоялся на 16-м конгрессе Германского шахматного союза в Дюссельдорфе (1908); в главном побочном турнире он разделил 4-5-е места. После турнира сыграл матчи с X. Фарни - 1.5 : 1.5 (+1, -1, =1) и К. Барделебеном - 4.5 : 0.5. В 1908 выиграл матч в Москве у Б. Блюменфельда - 4.5 : 0.5 и занял 1-е место в турнире Московского шахматного кружка, завоевав право выступать во Всероссийском турнире любителей; победил в этом турнире (удостоен звания маэстро) и подтвердил свой успех на 17-м конгрессе Германского шахматного союза, разделив 7-8-е м. с ф. Дуз-Хотимирским. В 1910-х гг. быстро выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира. Успешно выступил на международном турнире в Карлсбаде (1911) - 8-11-е место с О. Дурасом, П. Леонгардтом и С. Тартаковером. Лучшие результаты в др. турнирах: 1912, Стокгольм - 1-е м., Вильно (турнир русских мастеров) - 6-7 (с Г. Левенфишем); 1913, Схевенинген - 1-е, Петербург (турнир мастеров) - 1-2-е (с Левенфишем), Всероссийский турнир мастеров - 1-2-е м. (с А. Нимцовичем; оба получили право играть в петербургском турнире гроссмейстеров). Выиграл матчи у С. Левитского - 7:3 (Петербург, 1913) и Эд. Ласкера -3:0 (Париж, 1913). В Петербургском международном турнире гроссмейстеров (1914) занял 3-е место (после Эм. Ласкера и X. Р. Капабланки).

В ранге гроссмейстера дебютировал на международном турнире в Мангейме (1914), который был прерван после 11-го тура в связи с началом 1-й мировой войны 1914-1918; 1-й приз был присуждён Алёхину (+9, -1, ==1). В России Алёхин вступил в действующую армию. После тяжёлой контузии (1916) лечился в госпитале в Тарнополе. В 1917-1918 несколько месяцев жил в Одессе, затем возвратился в Москву. Победил в турнирах лучших московских шахматистов и на 1-м чемпионате Советской России (1918-20). Женившись в 1921 на швейцарской журналистке А. Рюгг, выехал с нею за границу, где остался на постоянное жительство.

Выходец из дворянской семьи, Алёхин не сразу принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Однако с годами его отношение к Советской России менялось: он по достоинству оценил расцвет шахматной культуры в СССР, достижения советских шахматистов на международной арене. "Не только как многолетний шахматный работник, но и как человек, понявший всю глубину того, что сделано в СССР в области культуры, шлю свои искренние поздравления шахматистам Советского Союза с 18-й годовщиной Октябрьской революции. Александр Алехин" (телеграмма Алёхина во Всесоюзную шахматную секцию, 1935).

В 1920-х гг. Алёхин настойчиво стремился к завоеванию звания чемпиона мира. В 1927 сыграл матч с Капабланкой, выиграв который (6 : 3), стал сильнейшим шахматистом мира. "Таблица турнирных успехов Алехина представляет внушительное зрелище" (Капабланка), он победитель многих крупных международных турниров: Будапешт (1921); Баден-Баден (1925); Кечкемет (1927); Сан-Ремо (1930); Блед (1931); Лондон, Берн, Пасадена (1932); Париж (1933); Цюрих (1934); Эребру (1935). В 1935 уступил звание чемпиона мира М. Эйве, но в 1937 взял убедительный реванш. В 1938-39 между Алёхиным и М. Ботвинником велись переговоры о матче на первенство мира, которые прервала 2-я мировая война 1939-45. В 1946 переговоры о матче возобновились, но преждевременная смерть Алёхина помешала его проведению. Последние месяцы жизни Алёхин провёл в бедности и одиночестве в Португалии.

Всего Алёхин выступил в 87 турнирах, в 62 из них занял 1-е место. Провёл 23 матча, в том числе 5 на первенство мира; выиграл 17 матчей, 4 свёл вничью и 2 проиграл (В. Ненарокову, 1909, и Эйве, 1935). Всего сыграл 1264 турнирные и матчевые партии (+735, -127, ==402), многие из них отмечены призами за красоту.

Спортивным успехам Алёхина способствовали самокритичность, требовательное к себе отношение: "Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни" (Алёхин). Многие тысячи партий Алёхин сыграл в гастрольных выступлениях и в сеансах одновременной игры, в том числе, не глядя на доску; "по-видимому, Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала" (Капабланка).

С М. Чигориным Алёхина роднила преданность Шахматам, вера в их безграничные творческие возможности. "Для меня шахматы не игра, а искусство" (Алёхин). Цель Шахмат он видел "в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств". Обладая даром интуиции, ярким комбинационным зрением, Алёхин тонко понимал динамику позиций, всегда стремился к полнокровной игре. Развивая идеи Чигорина, Алёхин теоретически обосновал и практически утвердил конкретный подход к решению шахматных проблем, возникающих в той или иной позиции, и всегда "стремился не поддаваться обману кажущейся простоты позиции, кажущейся естественности ходов" (Р. Рети). Не отрицая общих законов стратегии Шахмат, он не считал их непреложными во всех случаях; например, в некоторых позициях Алёхин был готов терять темп ради осуществления конкретного плана, который считал правильным. В этом отношении характерен пример из его партии с А. Рубинштейном (чёрные; Гаага, 1921) : 1. d4 d5 2. Kf3 e6 3. c4 a6 - неудачный, по мнению Алёхин, ход. Чтобы доказать это, Алёхин сделал несколько ходов в дебюте одной и той же фигурой; дело не в механическом подсчёте ходов отдельных фигур, а в соответствии этих ходов конкретному плану, осуществление которого - лучший путь к получению преимущества. 4. с5 Ксб 5. Cf4 Kge7 6. Kc3 Kg6 7. СеЗ b6 8. cb cb 9. h4 Cd6 10. h5 Kge7 11. h6 g6 12. Cg5 0-0 13. Cf6. "Далеко не обычное положение после 13 ходов ферзевого гамбита. Из 13 первых ходов белые сделали 3 хода пешкой "h" и 4 хода слоном, после чего достигли если не выигрышного уже, то близкого к тому положения. Чёрные сделали в дебюте несколько эксцентричных ходов (З... a6, 5... Kge7; 6 ... Kg6), которые, если бы противник на них не реагировал, дали бы им, в конце концов, хорошую партию. И я вовсе не нарочно, а, только подчиняясь необходимости, продвинул свою пешку "h", чтобы помешать чёрным получить преимущество в центре" (Алёхин).

В своих партиях и теоретических работах Алёхин показал неразрывную связь дебюта с миттельшпилем и эндшпилем, последовательно осуществлял свои стратегия, планы, навязывая соперникам сложную игру на всех стадиях шахматной партии. "Когда я думаю о том, какие творческие идеи вкладывал подчас Алехин в доигрываемые позиции, какие неожиданные пути он находил, я проникаюсь величайшим восхищением перед мастерством Алехина" (Эйве).

В области дебютной теории Алёхину принадлежит разработка оригинального метода развития (Алехина защита), создание ряда новых систем в испанской партии, французской и сицилианской защитах, в защите Каро-Канн, ферзевом гамбите, защите Нимцовича и в других дебютах. Как аналитик опубликовал ряд книг и сотни статей по теории и практике шахматной игры. "Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут жить века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут получать истинное эстетическое удовольствие, и удивляться мощи его гения" (Ботвинник).

На главную