Существует немало легенд и различных предположении о происхождении шахматной игры, но точно установленных фактов удалось пока собрать очень немного. Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад. Игра называлась тогда чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени. Шахматы, насчитывавшие в старину много разновидностей, из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью. В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они называли шатрандж (от персидского шатранг). В ту далёкую эпоху правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы развили и несколько усовершенствовали древнюю шахматную игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом) отдельных позиций. В настоящее время эти исследования имеют ограниченное значение ввиду различия в ходах некоторых фигур.Только ходы короля, ладьи и коня были в то время такими же, как сейчас. Ферзь был тогда не сильнейшей, а наоборот, слабейшей фигурой - он передвигался лишь на одно поле по диагонали, а слон совершал своеобразный прыжок по диагонали через одно поле. Пешки в начальном положении можно было продвигать только на одно поле. Современной рокировки не существовало. Легко понять, что при таких правилах ходов столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, "дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью. Целью маневров было, как и сейчас, поставить неприятельского короля в безвыходное положение, дать ему "мат" или, если случалось, "пат", что также считалось тогда победой. Однако, принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и способствовало созданию и развитию шахматной композиции). Нормально победа в практической партии достигалась лишением неприятельского короля всех фигур его лагеря ("одинокий король"); борьба шла "на уничтожение". Таким образом, шатрандж знал некоторые разновидности победы, потерявшие своё значение в настоящее время. Культура шахматной игры, достигшая довольно значительного развития у арабов, заметно снизилась при переходе шатранджа в Европу. Период с Х по XV столетие был периодом упадка шахматного искусства. Это и понятно. То была эпоха безраздельного господства феодализма и католической церкви, эпоха, характеризовавшаяся общим понижением уровня культуры. Мертвящая атмосфера средневековья не благоприятствовала свободному развитию искусств. Шахматы становились подчас игрой азарта; в них играли на деньги, так же, как в кости, триктрак и тому подобные игры. Поэтому снижался моральный уровень шахмат. В конце XIII века католическая церковь даже отнесла их к числу запретных, "недостойных христианина, греховных забав", но это гонение продолжалось сравнительно недолго и было отменено в середине XIV века. Наибольшее препятствие для развития, шатранджа, однако, было заложено в нем самом - в его правилах, в его медлительном характере. Естественным было поэтому стремление укоротить процесс игры, сделать ее более стремительной и быстрее допускающей развязку. Это и привело постепенно к выработке современных правил. Современные правила игры сложились в основном в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось лишь около 100 лет назад. В связи с реформой правил игры для шахмат наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели растущая популярность шахмат среди народных масс и изобретение книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной литературы. С этого периода начинается история шахмат нового времени. Целый ряд теоретиков и шахматистов-практиков с жаром углубился в изучение богатых возможностей, открывшихся в игре в связи с ее реформацией. В конце XV и в начале XVI века появляются первые книги по шахматам; ценность их для настоящего времени, конечно, незначительна. Дошедшие до нас партии XVII века свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень наивной и характеризовалась стремительными комбинационными атаками на неприятельского короля, связанными с жертвами фигур и, особенно, пешек. Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был француз Филидор (1726-1795). Он был известен и как теоретик, применивший и обосновавший ряд общих принципов построения и ведения партии. Особенное значение Филидор придавал движению пешек. "Пешки - душа шахмат",-говорил он. Свою теорию Филидор изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии целый ряд изданий "Исследовании шахматной игры". Игра "по системе Филидора" придавала партии медлительный и осторожный, позиционный характер. Фигуры играли подчиненную роль, и действия их были скованными, так как основным принципом являлось планомерное пешечное наступление. Против такого одностороннего направления в игре выступил во второй половине XVIII века ряд теоретиков. Но лишь в начале следующего столетия началось постепенное возвращение к фигурной, комбинационной игре. Сильнейшими шахматистами в тридцатых и сороковых годах XIX века считались Лабурдоннэ и затем Стаунтон. Таков был в общих чертах путь развития шахмат в Западной Европе от времени первоначального ознакомления с ними до середины XIX века. Иначе происходило в этот период развитие шахмат в России. Пути и время проникновения шахмат в древнюю Русь остаются не вполне выясненными до настоящего времени. Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматы проникли к нам непосредственно с Востока. Главным доказательством этого является чистота русской шахматной терминологии, сохранившей восточные наименования почти всех участвующих в игре фигур без искажений и переделок, характерных для стран Западной Европы. Время проникновения к нам шахмат различные исследователи определяют по-разному: от IX до XII века. Политические и социальные условия мало способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении ряда столетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со стороны церкви, усматривавшей в них отголосок язычества и ставившей их на один уровень с игрой в кости и другими азартными играми. Был период, когда шахматную игру запрещала в законодательном порядке государственная власть. Это, разумеется, отрицательно влияло на развитие шахмат в России. Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты; наилучшее этому доказательство - самое обилие и повторность запретов. Другим несомненным свидетельством значительного распространения шахмат является русский народный эпос-былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее образы и выражения. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не мешал ему всю ночь играть в шахматы. О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается о посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: "Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними ученики". Охватывая период до конца XVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену. Не имея возможности в рассмотренный нами период развиваться ни в теоретическом, ни в практическом отношении, шахматы выдвигали лишь самородков, оставшихся безвестными талантливых любителей, удивлявших иностранцев при редких встречах с ними. Подобное положение сохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги. На главную |